Михаил, позвольте с вами согласиться не полностью :). Я ведь не пытаюсь понять о чем "думает" конкретное животное. Мне скорее интересны разные свойства живой материи, ее эволюция и способы их познания, на примере иных форм жизни, радикально отличающихся от гоминид как по физиологии так и по поведению. И здесь именно возможность наблюдения и сравнения полученных данных является бесценным подспорьем. То что мой метод "переноса сознания" не научен - не буду спорить. Его ненаучность выражается в невозможности воспроизвести мой мысленный эксперимент другим человеком в точности и подобии моего. Однако для меня он вполне зарекомендовал себя в качестве пусть приближенного, однако весьма ценного источника знаний, наряду с научными методами. Конечно здесь есть некоторая погрешность в виде субъективных искажений - так ведь именно эту погрешность я и пытаюсь таким образом исследовать, сверяя субъективные выводы с эмпирическим материалом. А разве не тем же самым занимается любой ученый? Ведь чтобы поставить например некоторый эксперимент, сперва надо сформулировать гипотезу, которую данный эксперимент привяжет к реальности, т.е. верифицирует. А что служит источником гипотез? Конечно сам познающий субъект.
То что Вы мне советуете - не пытаться понять поведение животных, исходя из своего субъективного человеческого опыта, по сути мало чем отличается от, например, совета не пытаться понять поведение другого человека - ведь и тогда я неизбежно буду проецировать на него свой личный опыт, и это может привести меня к ошибкам в интерпретации. И в этой ситуации мы попадем в замкнутый герменевтический круг, приводящий нас к выводу о ложности любой коммуникации. Но тем не менее люди продолжают успешно взаимодействовать и находить общий язык, несмотря ни на какие круги, и прочие парадоксы ума. .
Как такое возможно? Это интересный вопрос. Возможно ответ на него кроется в способности человеческого ума не только переносить свою мерку на все им воспринимаемое (трансцедентальность разума, пользуясь кантианской терминологией), но и выходить за собственные пределы, т.е. за пределы субъект-объектных отношений, приближаясь к трансцендентной вещи-в-себе. Ну, или, в нашем случае пауку-в-себе